Центр эстетического воспитания "ПЕСНОХОРКИ"

Вдохновение

Вдохновенье — дуновенье
Духа Божья!.. Пронеслось —
И бессмертного творенья
Семя бросило в хаос.

(А. Н. Майков)

  Когда мы слышим слово вдохновение, то первым делом представляем себе, что разговор сейчас пойдёт о поэтах, музыкантах, которых, каждого по своему, посетила муза и родилось прекрасное произведение искусства. Это действительно так и мы знаем много интересных посвящений творческих людей своей музе.

 Но меня, как педагога дополнительного образования по фортепиано, конечно интересует как пробудить у ребёнка вдохновение, когда он исполняет какое-либо произведение.

Научить детей играть на инструменте чисто, ритмично, со всеми динамическими оттенками не сложно, а вот играть вдохновенно, чтобы доставлять огромное удовольствие себе и окружающим слушателям — это требует большого труда.

Подтверждение этому можно найти в словах русского композитора Петра Ильича Чайковского. Он считал, что вдохновение – это такая гость, которая не всегда приходит по первому зову, и если ждать, когда оно вдруг озарит, то можно легко впасть в уныние и апатию, поэтому музыкант не может сидеть сложа руки. Он должен трудиться постоянно и тогда вдохновение обязательно посетит его. «…Будучи бесповоротно убеждён в том, что музыкант, если он хочет дорасти до той высоты, на которую по размерам дарования может рассчитывать, должен воспитывать в себе профессионала, он с самого начала творческой жизни поставил перед собой задачу — неустанно трудиться. В вечном стремлении к совершенствованию видел он «стимул к деятельности»[3,с.29-30].     

  Вдохновение, при всей своей кажущейся самопроизвольности,  является,  как правило, результатом предварительного напряженного труда. Для подтверждения этих слов мы снова обращаемся к жизнеописанию композиторов – классиков. Ведь именно они создали музыкальные произведения, которые выдержали  испытание временем. Это настоящие плоды вдохновения.


Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — величайший немецкий композитор. Что же вдохновляло Баха на создание такой прекрасной музыки? Ответ на этот вопрос можно найти в замечательной монографии Альберта Швейцера , которая так и называется «Иоганн Себастьян Бах». Всё становится понятным, когда мы узнаём о мировоззрении композитора. Оказывается, Бах был глубоко верующим человеком. Вся его жизнь и всё его творчество были исповедованием его христианской веры, что выражалось «… в глубочайшей человечности, в самозабвенной любви к людям. Он сострадает человеку в горе, разделяет его радости, сочувствует стремлению к правде и справедливости. ….Не в активной борьбе и не в героических подвигах изображает Бах своего героя.   

   Сквозь душевные переживания, размышления, чувства отражено его отношение к действительности, к окружающему миру. Бах не уходит от реальной жизни. Именно правда действительности, тяготы, претерпеваемые немецким народом, рождали образы потрясающего трагизма; недаром тема страдания красной нитью «прошивает» всю баховскую музыку. Но безотрадность окружающего мира не могла уничтожить или вытеснить извечного чувства жизни, её радостей и великих надежд. Темы ликования, восторженного воодушевления переплетаются с темами страдания, отражая действительность в её контрастном единстве.» [1, с. 72].  И.С.Бах. отличался также  глубоким смирением, а самым положительным своим качеством считал трудолюбие. Ещё в юности он при свечах , в тайне от родителей переписывал партитуры старых немецких мастеров. Однажды Бах прошёл 400 км пешком, чтобы попасть в город Любек на концерт прославленного органиста Дитриха Букстехуде. На протяжении всей жизни он тщательно изучал музыкальные партитуры своих предшественников. Будучи уже состоявшимся, маститым композитором, он не считал зазорным оставаться учеником. » Когда Баха  спрашивали, как он дошёл до такого совершенства в искусстве, он обычно  отвечал: «Мне пришлось быть прилежным; кто будет столь же прилежен, достигнет того же». [4, с.112]  Внутренняя жизнь , его христианское мировоззрение и было тем самым вдохновением, которое никогда не покидало композитора.


Йозеф Гайдн (1732-1809)

 Йозеф Гайдн (1732-1809) — этого австрийского мастера справедливо признают основоположником классической инструментальной музыки, отцом симфонии и квартетов. Музыка Гайдна поражает стройностью, ясностью и гармонией. Однажды друзья попросили Гайдна поделиться с ним рецептом создания красивой музыки. На что Гайдн ответил, что  просыпаясь каждое утро, первое что он делает- возносит Богу молитву и благодарность за вдохновение. А сразу после завтрака садится за фортепиано и начинает сочинять. Прекрасный рецепт. Ноты так и вылетали из-под пера  композитора, а если этого не случалось, Гайдн опускался на колени, молился и размышлял о том, что ему надо исправить в своём характере, и вдохновение вновь посещало композитора. Гайдн воспринимал своё творчество, как служение ближнему. Он хорошо понимал, что в мире очень много страдающих, томящихся душ. Своей музыкой он приносил им радость и утешение. «Крестьянская жизнь в музыке Гайдна дана несколько идиллически: картины мирной счастливой жизни, танцы и хороводы, красивая природа составляют её содержание. При всех невзгодах и страданиях народ никогда не утрачивал оптимистического отношения к жизни. и эту радость жизнеощущения выразил в своей музыке Гайдн.» [2, с. 75]

Яркие примеры из жизни известных композиторов подтверждают мысль, что вдохновению необходимо мастерство, которое требует трудолюбие.

Музыка — это абстрактное искусство и оно провоцирует нас , исполнителей и слушателей, на визуализацию абстрактных образов. Дети часто пытаются нарисовать их по прослушанным или изучаемым произведениям. Мы обсуждаем эти рисунки, устраиваем выставки. Учащиеся постарше подбирают видеоряды  к музыкальным произведениям. Например: А. Даргомыжский «Меланхолический вальс»- исп.Екатерина Волокитина, которая для иллюстрации своего исполнения использовала фрагменты из фильма С.Бондарчука «Война и мир».

 Очень важно вовлекать детей в исследовательскую работу. Темы работ очень разнообразны. Мы продумываем их вместе, не навязывая, чтобы ребёнок вдохновился на долгую интересную работу. Итогом этой большой работы, естественно, являются конкурсы разного уровня.

Имея за плечами большой педагогический опыт работы с детьми в дополнительном образовании, хочется надеяться, что наше искреннее желание ориентировать детей на лучшие образцы русской и зарубежной классики, вдохновят их на творчество в любой избранной ими профессии.

Статья была опубликована в журнале «Художественное образование: проблемы и перспективы» Автор Фомичёва Галина Васильевна. Педагог дополнительного образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • минтруд
  • онлайнинспекция
  • минкульт
  • Министерство образования и науки Алт
  • Центр туризма
  • спас-экстрим
  • фскн россии
  • тел. доверия
  • дети онлайн
  • ДОЦ Алтай
  • базгов
  • акипкро
  • робототехника
  • минпросв
  • минздрав
  • контент